Что лечит ортодонт: какими болезнями занимается этот врач

Глубокое понимание основ окклюзии и биомеханики челюстей является одной из самых главных и необходимых составляющих для обеспечения комплексной реабилитации пациента в стоматологической практике. Знание принципов проведения дифференциальный диагностики болевых ощущений, планирования будущего ятрогенного вмешательства, а также алгоритмов лечения протетических нарушений обеспечивает врача всеми необходимыми инструментами для дальнейшей нормализации стоматологического статуса пациента.

Сила в единстве

Наши зубы стоят во рту не обособленно друг от друга, а объединены в зубные ряды определённой формы на верхней и нижней челюстях. В норме они имеют микроподвижность. За счет неё происходит перераспределение жевательной нагрузки по всему зубному ряду. Она обеспечивается специальными волокнами, которые удерживают зуб в кости. Без существования этого механизма всё жевательное давление приходилось бы только на какой-то определённый зуб. Со временем это вызывало бы его перегрузку, которая проявилась бы сколами зубов, стиранием или патологической подвижностью.

Во-вторых, зубные ряды позволяют нам общаться, т.к. от их целостности зависит звуковоспроизведение. Значительное разрушение или потеря зубов приводит к шепелявости.

Зубы человека различаются по форме в зависимости от места, которое они занимают в зубном ряду. Это определяется, в первую очередь, их функцией: передними зубами мы откусываем пищу, а задними пережевываем. Поэтому резцы и клыки имеют заострённую форму коронки, а моляры, наоборот, массивную коронковую часть с множеством бугорков. Форма и выраженность анатомической формы зубов определяет не только то, насколько эффективно они будет перетирать или откусывать пищу. Их анатомия определяет характер движений нижней челюсти, которые также зависят от строения височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц. Эти три элемента (зубы, мышцы и сустав) находятся в тесной взаимосвязи. При изменении одного из них, меняется функционирование двух остальных.

Аномалия зубочелюстной системы

В возрастной группе 7 — 9 лет клиническая картина в полости рта не соответствовала этой фазе в 6,7% случаев, во второй возрастной группе (10— 12 лет) такое несоответствие было отмечено в 36,03% случаев, в возрасте 13 и более лет — в 3,4%. Эти случаи несоответствия нельзя трактовать как аномалии прорезывания зубов, так как в настоящее время данные литературы о средних сроках прорезывания зубов весьма противоречивы. Вместе с тем пренебрежение несоответствием клинической картины, определяющей фазы прикуса возрасту обследованных, отражается на цифровых данных о частоте аномалий в различных периодах формирования прикуса.

Распределение аномалий зубочелюстной системы у школьников по возрастным группам.

Как видно, частота аномалий, вычисленная по возрастным группам и по клинической картине, различная. Особенно большая разница имеется во II фазе сменного прикуса, где частота аномалий по клинической картине на 7,65% достоверно больше, чем по возрасту, который принято считать за II фазу сменного прикуса (1=2,6).

Из вышеизложенного видно, что для объективного суждения о динамике аномалий в различных периодах формирования прикуса необходимо исходить из данных, характеризующих не только возраст обследованных, но и клиническую картину прикуса.

Читайте также:  Папилломы в ротовой полости: причины, симптомы, лечение, фото

Реферат: Этиология зубочелюстной аномалии

Похожие материалы:

    Реферат: Предрасполагающие факторы развития аномалий челюстиГигантские зубы встречаются чаще при постоянном прикусе и реже при молочном. Обычно гигантскими бывают резцы верхней или нижней челюсти, но могут быть и другие зубы. Этиология этой аномалии формы зубов известна, предполагаются нарушения процесса
    Реферат: Аномалии зубочелюстной системыСкачать бесплатно реферат: «Аномалии зубочелюстной системы»
    Аномалии формирования и прорезывания зубов — Гулюк А.Г. — 2002 годАномалии формирования и прорезывания зубов: ретенция и дистопия, адентия и сверхкомплектные зубы. Клинические проявления, показания к хирургическому лечению. Затрудненное прорезывание нижнего зуба «мудрости». Осложнения, связанные с затруднением
    Симптоматическое значение аномалии зубной системы — Агапов Н.И. — 1929 год
    Прикус у детей — Григорьева Л.П. — 1995 годГригорьева Л.П. — профессор кафедры стоматологии детского возраста Украинской медицинской стоматологической академии. В книге освещены особенности прикуса у детей от рождения до юношества. Представлены сведения об этиологии и патогенезе нарушений
    Реферат: Профилактика кариеса и заболеваний слизистой оболочки полости ртаУчитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно чистить зубы так называемым «стандартный метод», который сочетает горизонтальные, вертикальные и круговые движения. Точность и тщательность выполнения процедуры чистки зубов являются
    Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студ …Учебное пособие «Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 5 курсов» написано в соответствии с программой курса ортопедической стоматологии для стоматологических вузов. В книге систематизированы сведения о методах
    Ортодонтия — Куцевляк В.И. — 2005 годУчебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов Представлены современные концепции этиологии, патогенеза, клиники, диагностики аномалий зубочелюстной системы у детей и подростков. Рассмотрены традиционные методы и новейшие
    Презентация: Аномалии зубов и зубных рядовРазличают аномалии формы и размеров зубных рядов. Аномалии формы: U-образный — симметрично суженный на всем протяжении зубной ряд с вытянутым вперед передним участком (фронтальные зубы могут располагаться скученно или веерообразно) Седлообразно
    Презентация: Аномалии количества зубовСверхкомплектные зубы (гипердонтия) — это «лишние» зубы. Встречается такая аномалия достаточно часто: у 5% людей зубов больше, чем 32. При этом в 70% случаев вырастает один сверхкомплектный зуб, в 25% гипердонтии — 2 зуба, и лишь у 5% людей — 3 и более.

Просмотров: 589

Реферат: Этиология зубочелюстной аномалии

Виды аномалий зубов: классификация

  • По форме. Зубы имеют нестандартную форму: сплюснутую или укороченную коронку с изменениями режущего края, могут быть очень маленькие или слишком большие.
  • По положению. Зубы меняются местами, повернуты относительно своей оси, расположены очень высоко или, наоборот, низко. Аномалии положения зубов в настоящее время встречаются часто и выявляются на снимках.
  • По количеству. Может быть полное или частичное отсутствие зубов (адентия), а также сверхкомплектные зубы (полиодонтия или гипердонтия).
  • По цвету эмали. Аномалии возникают из-за недоразвития твердой ткани, отсутствия или избыточности эмали.

Признаки патологии окклюзии

Определить «правильность» прикуса визуально в большинстве случаев невозможно. Это под силу врачу-ортодонту, которому крайне желательно показывать ребенка ежегодно, начиная с прорезывания молочных зубов и до завершения формирования постоянного прикуса. Специалист может выявить наметившуюся проблему, и даже предпосылки к тому, что прикус может формироваться неправильно.

Читайте также:  Прорезывание коренных зубов у детей 2 лет

Например, скученность молочных зубов значительно осложняет процесс прорезывания постоянных. Коренные зубы крупнее молочных, потому им в принципе нужно больше места для того, чтобы занять правильное положение в зубном ряду.

При осмотре зубов ребенка родители вряд ли смогут оценить симметричность и равномерность развития челюстей, правильность расположения зубов в зубном ряду. Но есть другие проявления, наличие которых может свидетельствовать о проблемах с окклюзией или предрасположенности к развитию ортодонтических аномалий:

  • Неправильное дыхание. Мы можем дышать ртом, если, подхватив сезонное ОРВИ, страдаем от насморка. Это нормально. Совсем другое дело, если ребенок дышит через рот все время по привычке или из-за наличия увеличенных аденоидов.

  • Храп. Храпеть во сне дети могут только при наличии серьезных нарушений в развитии зубочелюстной системы. Оставлять эту несвойственную детскому возрасту особенность без внимания не стоит. Мало того, что можно пропустить лучшее время для коррекции прикуса, так еще во время сонных апноэ головной мозг недополучает кислород, что может сказаться на умственных способностях растущего человека.

  • Определенные черты лица. Значение имеет строение и пропорциональность нижней трети лица. Подбородок не должен быть ни излишне массивным, ни наоборот скошенным назад. Верхняя челюсть также не должна быть наиболее выступающей частью лица, так как это свидетельствует о ее гипертрофии.

  • Нарушения осанки. Изменения прикуса вследствие сколиоза и других нарушений в опорно-двигательной системе могут развиться как компенсаторная реакция организма, которому нужно любой ценой развить координацию движений и способность удерживать вертикальное положение тела.

Основные методы ортодонтического лечения

Не зная, с чем именно пришел пациент, нельзя сказать, что будет делать врач-ортодонт, потому что методы воздействия в первую очередь зависят от проблемы и дефектов зубного ряда. Иногда можно обойтись минимальными вмешательствами, в других случаях – требуется привлечение стоматолога-хирурга.

Наиболее популярные методы зубного ортодонта – это миотерапия или миогимнастика, аппаратное лечение и хирургическое вмешательство. Редко когда данные способы используются в «чистом» виде, обычно врач комбинирует их, формируя необходимый конкретному пациенту курс лечения.

Миотерапия

Миотерапия является одним из способов укрепления мышц челюстно-лицевой области, благодаря которому можно избежать формирования аномалий в детском возрасте. По теоретическим выкладкам про ортодонтическое лечение можно сделать вывод, что это – наиболее безопасный и наименее действенный метод. Поэтому миогимнастику почти никогда не назначают отдельно.

Во время занятий ребенку необходимо выполнять два типа упражнений:

  • динамические, когда мышцы лица и челюсти то напрягаются, то расслабляются;
  • статические, заставляющие органы все время быть в напряжении.

Учитывая, что упражнения должны быть систематическими, занятия требуют контроля со стороны взрослого. Также именно родитель или воспитатель проверяют правильность выполнения заданий, ведь ребенок может забыть или не понять врача. Специалист выбирает задания, потом обучает взрослого упражнениям, далее взрослый проверяет ребенка.

Занятие по миогимнастике в детской группе: разминка

Читайте также:  Хроническое воспаление протезного ложа. Причины воспаления протезного ложа

Аппаратный метод

Основные методы ортодонтического лечения

Частота применения метода явно показывает: ортодонт – это врач, который лечит несъемными и съемными аппаратными системами. Наиболее известные из них – брекеты, капы и трейнеры, пластинки. При установке они воздействуют на отдельные зубы, заставляя их медленно, но верно передвигаться в нужном направлении. В итоге все элементы полости рта занимают предназначенное им положение.

Лечение с помощью аппаратов имеет определенные ограничения. Так, исправления возможны, если:

  • к зубу прикладывается достаточное усилие, т. е. оборудование собрано корректно и установлено правильно;
  • у аппарата есть надежная опора, и он хорошо зафиксирован;
  • в зубном ряду есть место, в которое может встать выбившийся элемент;
  • на пути перемещаемого зуба нет препятствий.

В случае если указанные правила не соблюдены, зубной ортодонт это исправляет, а потом уже устанавливает брекеты, пластинки или другие аппараты. Иногда требуется немало времени на подготовку, т. к. необходимо удалить лишние зубы и дождаться восстановления ротовой полости.

Хирургический метод

Если диагностика показывает, что деформация развития зубных дуг, челюстей или нарушения прикуса слишком явно выражена, приходится прибегать к хирургическим методам. Наиболее востребованные виды хирургического вмешательства:

  • обнажение коронки ретенированного зуба (т. е. удаление верхних тканей десны над зубом, который неправильно прорезался);
  • поворот зуба вокруг своей оси, в результате которого элемент встает на место в зубном ряду правильно;
  • удаление отдельных зубов неправильной формы, лишних зубов, а также тех, которые нельзя «вписать» в челюсть по каким-то причинам и др.

В некоторых ситуациях хирургическое вмешательство попадает под компетенции того, чем занимается врач-ортодонт. Если же специалист не может самостоятельно исправить ситуацию, он дает человеку направление к стоматологу-хирургу.

Как лечат открытый прикус у детей

Исправлять дизокклюзию открытого типа лучше в период формирования прикуса. Выбор метода коррекции зависит от характера выявленной аномалии и возраста ребенка. В молочном прикусе патология встречается редко, а лечение носит профилактический характер.

✔ Устраняйте привычки, вызывающие искривление зубного ряда.

✔С рождения приучайте малыша к носовому дыханию.

✔ При необходимости укоротите подъязычную уздечку.

✔ Регулярно проводите проверку организма на наличие рахита.

Большое значение в профилактике и лечении открытого прикуса имеют гигиена полости рта и своевременная замена утраченных зубов, включая молочные.

Для нормализации прикуса детям назначаются физиотерапевтические процедуры и индивидуально подобранные миогимнастические упражнения, но для лечения сложных форм патологического прикуса этого недостаточно. После 4 лет нормализовать окклюзию и устранить отклонения функционального и эстетического характера у детей помогают ортодонтические конструкции.

  1. Небный расширитель позволяет устранить аномальное искривление, сформировавшееся по причине несоответствия размеров челюстей.
  2. Ортодонтические аппараты — корректирующая межчелюстная тяга и контролирующий развитие нижней челюсти подбородочный пращ исправляют слишком выступающую вперед челюсть.
  3. Пластмассовые накусочные пластинки (базисы) и съемные активаторы стабилизируют работу мышц и восстанавливают правильное положение языка.

В возрасте 12—13 лет, когда постоянные зубы уже сформировались, для устранения дизокклюзии открытого типа детям устанавливают несъемные брекет-системы и капы для выравнивания зубов.