Парасомния у взрослых и детей — что это за болезнь

Название «парасомния» происходит от греческих слов «para» («около») и «somnus» («сон»). Парасомния – это общее понятие, объединяющее деструктивные расстройства сна, засыпания, пробуждения. Несмотря на различие в проявлениях и причинах этих расстройств, во всех случаях они связаны с нарушением регуляции сна со стороны нервной системы.

Симптомы дисфазии

  • Позднее появление речи: обычно нормально развивающийся ребенок произносит первые слова в 11-12 месяцев, активно подражая родителям и окружающим людям. У детей с дисфазией отмечают позднее появление лепета.
  • Бедный словарный запас: речь состоит из крайне ограниченного списка слов (50-100).
  • Трудности в поиске правильной последовательности звуков в слове, слов во фразе, в переключении с одного слова на другое: это ведет к появлению в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова).
  • Молчаливость: создается впечатление, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции.
  • Множество искажений слов в речи (пуговица — « пузыка», « пузувиса», февраль — « фраль», « вираль», « фараль»).
  • Дети не умеют употреблять синонимы, антонимы, обобщающие слова.
  • Непонимание речи окружающих, родителей, безразличность к речи (в тяжелых случаях ребенок не воспринимает речь, относясь к ней как к шуму).
  • Неполное понимание речи: при этом ребенок может неправильно реагировать на слова, так как не до конца понимает все слова (например, не идет к родителям, когда они его зовут).
  • Эхолалии: многократное повторение только что услышанных слов, часто без понимания их смысла.

Описание

По определению, экспрессивная речь — это процесс произнесения вслух звуков и слов. Это высказывание слов при помощи движений языка и губ. Темпы ее формирования зависят от того, насколько активно общаются с ребенком его близкие, занимаются с ним.

Следует отличать нарушение экспрессивной речи от моторной афазии — нарушения уже сформированной речи.

Выраженная форма данного нарушения проявляет себя до наступления трехлетнего возраста. Отсутствуют отдельные словообразования, простые предложения, фразы. Позже признаки становятся более характерными:

  • ограниченный словарный запас;
  • пропуск приставок в словах;
  • нечеткие окончания в словах;
  • множественные синтаксические ошибки;
  • при пересказе может полностью отсутствовать последовательность изложения.

Понимание речи больным при данном расстройстве не нарушено. Использование невербальных знаков, движений и жестов абсолютно адекватно. Воспроизведение звуков не затруднено. Желание общаться с окружающими у ребенка сохраняется. Эмоции направлены вовне. Присутствуют компенсаторные эмоциональные реакции при общении со сверстниками, поведенческие расстройства и невнимательность. В качестве сопутствующих нарушений фиксируется функциональная диарея, нарушение координации.

Что такое дисфазия развития?

  1. Он умный, но любит манипулировать.
  2. Он внимательный, но недостаточно хорошо адаптируется к изменениям.
  3. Он чувствует обстановку, но иногда реагирует негативно.
  4. Он понимает вашу интонацию, но быстро теряет концентрацию и отвлекается.
  • выражение лица, «говорящие глаза»;
  • жесты и мимика вместо речи;
  • действия и телодвижения, которые обычно сопровождают речь, при ее отсутствии.
  • нормальный слух;
  • нормальный айкью;
  • развитый эмоциональный интеллект;
  • отсутствие серьезных повреждений мозга.
Что такое дисфазия развития?
  1. Моторная дисфазия — это нарушение, при котором дети не могут выражать свои мысли словами. При тяжелых формах дети долго не могут научиться говорить, а издают только отдельные звуки. Тем не менее, они могут общаться, используя любые средства выразительности: интонацию, жесты. Большинство детей с моторной дисфазией могут говорить или развивают речь до 6-7 лет, но у них часто возникают проблемы с подбором правильного слова и объемом словарного запаса (иногда они знают всего 50-100 слов). Вместо верного слова ребенок может назвать противоположное по значению или подобрать фразу, бессмысленную в контексте. Вместе с трудностями в устной речи наблюдаются проблемы с чтением и письмом. Мысли при моторной дисфазии ясные и четкие, но попытки ребенка вербально взаимодействовать с внешним миром часто безуспешны, он остается непонятым или вообще неспособен к самовыражению вербальным способом.
  2. Сенсорная дисфазия — трудности с пониманием речи или восприятием смысла слов. Этот вид дисфазии можно сравнить с ощущением, как если бы все люди говорили с вами на иностранном языке. В месте, где тихо и ребенок чувствует себя спокойно, удается донести до него некоторую информацию, но говорить обычно приходится короткими фразами из 2-3 слов. К трудностям в понимании речи добавляется забывчивость и неспособность разборчиво прочитать текст, даже если ребенок написал его самостоятельно.
  3. Сенсомоторная дисфазия — грубое нарушение развития речи, которое включает моторные и сенсорные симптомы. Дети с этим диагнозом испытывают сложности, когда пытаются понять речь и общаться. Патология влияет на освоение вербальных и невербальных способов коммуникации.

сенсомоторной алалии

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

  • Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

  • Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

  • Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

  • Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

  • Оральные дисфункции
Читайте также:  Народные средства от бессонницы – как нормализовать сон

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

  • Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

  • Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

  • Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

  • Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

  • Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

  • Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

  • Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

  • Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

На заметку! У большинства детей с нарушениями интеграции в процессе диагностики причин заболевания не выявляются повреждения структуры мозга. Хотя дисфункция в поведении и ощущениях связана со сбоями в работе его отделов.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Симптоматика

Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.

Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:

  1. Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
  2. Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
  3. Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
  4. Параличи и парезы.
  5. Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
  6. Непроизвольные движения.
  7. Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
  8. Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
  9. Монотонный крик и плач.
  10. Нарушение артикуляции.
  11. Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
  12. Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
  13. Трудности при кормлении грудью.
  14. Судорожный синдром, синюшность кожи.

Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.

Симптомы гипертонуса:

  • тело малыша дугообразно изгибается,
  • грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
  • больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
  • голова повернута в одну сторону,
  • малыш становится на носочки, а не на всю стопу.

Симптомы гипотонуса:

  • больной младенец вялый,
  • он мало двигает конечностями,
  • не может удержать игрушку в руке,
  • кричит слабо,
  • ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
  • не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
  • не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.

Выделяют несколько форм патологии:

  1. с преимущественным поражением ножек — ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
  2. одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
  3. расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей — невозможность ползать, стоять и ходить;
  4. полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.

Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.

Стадии развития синдрома двигательных расстройств:

  • Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
  • Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
  • Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.
Читайте также:  Диссомния — что это такое, причины возникновения у детей

этапы развития ребенка в норме

В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.

Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН — лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.

Парасомния

Парасомния – это двигательные, поведенческие или вегетативные феномены, возникающие во время сна.

У детей и подростков наиболее распространенные проявления заболевания — лунатизм, нарушения пробуждения, ночные страхи и кошмары. У взрослых же чаще всего встречается расстройство поведения в фазе быстрого сна.

Могут также появиться нарушения пробуждения.

Они происходят в фазе глубокого сна и, как правило, человек не осознает, не может контролировать все эти формы поведения, а после пробуждения не помнит о них  (за исключением кошмаров).

Симптомы у детей и взрослых

Парасомния
  • Нарушения пробуждения. Происходят особенно в начале ночи, но могут повториться позднее. Основные признаки включают в себя дрожание, плач, невозможность успокоиться. Нарушения пробуждения часто встречаются у детей до 5 лет.
  • Лунатизм. Представляет собой целый спектр сложных двигательных и поведенческих феноменов. Клинические проявления включают сидение на постели, хождение или даже выход из дома. Лунатизм может проходить в спокойном или возбужденном состоянии, быть разной длительности и достигать различных степеней сложности. Лунатикам трудно проснуться, они часто находятся в состоянии растерянности и не помнят эпизоды снохождения после пробуждения. Около 17 % детей в возрасте 10-13 лет страдают от лунатизма.
  • Ночные страхи. Обычно возникают у ребенка через несколько часов после засыпания. Проявление ночного страха – зачастую пугающее явление: ребенок лежит в постели, глаза открыты, он трясется, кричит. Могут также иметь место проявления вегетативной нервной системы (тахикардия, тахипноэ, рвота, потоотделение или повышение мышечного тонуса). Хотя ночные страхи — относительно безопасные явления, ребенок в состоянии тревоги может нанести повреждения себе или другим. Примерно 1-3 % детей до 15 лет страдают от ночных кошмаров.
  • Кошмары. Возникают в конце сонного цикла — как правило, поздно вечером. Кошмары отличаются своими образами, полными тревоги и ужаса. После пробуждения они сопровождаются чувством страха или печали. В отличие от парасомний, которые происходят в фазу быстрого сна, ребенок просыпается без труда и не страдает от дезориентации. Примерно у 10-50 % детей до 5 лет регулярно случаются ночные кошмары. Частота их уменьшается с возрастом.

У взрослых тоже могут возникать нарушения пробуждения или случаи лунатизма. Подобные феномены может вызвать недосыпание, злоупотребление алкоголем и лекарствами. Однако для взрослых более характерны немного иные проявления парасомний.

  • Поведенческое расстройство быстрого сна. Представляет из себя нарушение работы центральной нервной системы. Это расстройство характеризуется агрессивным поведением во сне. Клинические проявления: внезапный плач, резкие телодвижения. Поведенческое расстройство быстрого сна отличается от других парасомний тем, что у человека работает мимика, в то время как в целом во время этой стадии сна мышцы (кроме тех, что отвечают за дыхание и сердцебиение) остаются парализованными. Кроме того, этот недуг может быть побочным эффектом некоторых лекарств, отпускаемых по рецепту, таких как антидепрессанты. Частотность поведенческих расстройств в фазе быстрого сна составляет 0,5% населения. Недуг в основном поражает мужчин старше 50 лет.

Эти расстройства могут быть идиопатическими, связанными с неврологическими заболеваниями или быть предвестниками последних. Наиболее высокая частотность расстройств поведения сна была замечена у больных нарколепсией.

Причины

Профилактика

При возникновении следующих недугов следует посоветоваться с врачом во избежание неприятных последствий:

  • Головные боли
  • Потеря контроля мышц (катаплексия)
  • Ослабление концентрации и внимания
  • Проблемы с памятью
  • Нарушение двигательной координации
  • Раздражительность и нарушение социального взаимодействия

О другом нарушении сна — гиперсомнии — можно прочитать по приведенной ссылке. О том, как помочь себе заснуть, можно узнать здесь.

Лечение

Парасомния

Лечение может включать в себя назначение препаратов, а также модификацию поведения с помощью гипноза или ментальной релаксации.

Иногда используются бензодиазепины (диазепам, клоназепам, лоразепам и темазепам), а также опиаты (кодеин, оксикодон, пропоксифен и метадон). Следует избегать трициклических антидепрессантов и флуоксетина.

Кроме того, следует убрать из комнаты и коридора предметы, на которые человек может наткнуться в темноте. Обязательно удостовериться в том, что двери и окна крепко заперты на ночь.

Проконсультируйтесь с вашим врачом, чтобы назначить соответствующее лечение.

Синдром умеренных когнитивных нарушений

Причинами умеренных когнитивных нарушений у детей часто бывают пренатальное (внутриутробное) и интранатальное (возникшее в процессе родов) поражение центральной нервной системы, формирующееся при гипоксии, недоношенности и других патологиях; прием матерью во время беременности некоторых медикаментов. Также когнитивные нарушения средней степени тяжести могут быть связаны с неврологическими заболеваниями – детским церебральным параличом (ДЦП), эпилепсией и др. Во всех этих случаях выраженность когнитивных нарушений сильно зависит от степени повреждения головного мозга и других участков нервной системы ребенка.

Дети, страдающие различными видами когнитивных нарушений умеренного характера, как правило, испытывают серьезные трудности с обучением и социализацией. Чаще всего когнитивные нарушения у них проявляются не одним симптомом, а целым комплексном – например, задержка в речевом развитии может сочетаться с психомоторными проблемами или с СДВГ. Успех коррекции этого состояния часто зависит от своевременного диагностирования и начала лечения.

Профилактика парасомнии

Чтобы предупредить расстройства сна, воспользуйтесь следующими советами:

  • Ежедневно выделяйте время для отдыха. Хотя бы 1 час в день старайтесь не заниматься важными делами.
  • Спите 7-9 часов в сутки.
  • Начните правильно питаться. Откажитесь от сладкой, жирной и копчёной пищи, а также от продуктов, содержащих консерванты, красители и прочие вредные добавки.
  • Побольше двигайтесь. Сделайте привычкой ежедневные прогулки. Если остаются силы, можете проводить домашние тренировки по будням или выходным.
  • Не переусердствуйте с физическими нагрузками.
  • Не курите и не употребляйте много алкоголя.
  • Поменьше пейте кофе или крепкий чай.
  • Не смотрите триллеры или фильмы ужасов перед сном.
  • Не переедайте на ночь, но и не ложитесь спать голодным.

При возникновении симптомов парасомнии обратитесь к специалисту

Будьте здоровы!

Видео по теме:

Список литературы:

  • Мей М., Алексеев А. – «Расстройства сна»

Методы лечения

Выбор тактики лечения когнитивных расстройств зависит от вызвавшей их причины. Наиболее эффективной оказывается терапия функциональных познавательных нарушений, так как в этом случае они обратимы и мозговая ткань не имеет патологических изменений.

При органических болезнях различного генеза лечение чаще всего бывает длительным, иногда пожизненным. Оно направлено на предупреждение развития деменции и улучшения прогноза заболевания.

Методы лечения

Лекарственные препараты

  • Ноотропы оптимизируют кровоснабжение и обмен веществ в головном мозге. Это проявляется улучшением мыслительных функций, памяти и внимания. Поэтому их рекомендуют назначать в большинстве случаев. Пирацетам (1200 мг, по 2 таб. 3 раза в день, назначается не меньше, чем на 30 дней), Глицин (1 таб. 3 раза в день, его нужно принимать не менее 2 недель, лучше 4-6 недель),
  • Ривостигмин (пластырь), Галантамин, Донезепин, Мемантин стимулируют активность работы нервных клеток, препятствуют их дегенерации и истощению, по действию похожи на ноотропы.
  • Усиливать питание мозга за счет расширения капилляров и мелких сосудов могут вазодилататоры Кавинтон, Пентоксифиллин, Интестинон. Обычно их инъекции проводят небольшими курсами.
  • При депрессии обычно назначают антидепрессанты, такие как Гептрал ( 800 мг на ночь, курс до нескольких месяцев), Анафранил (25 мг по 2-3 раза в день), Паксил (20 мг, утренний прием). С излечением от депрессии восстанавливаются и когнитивные функции.
  • Если причина нарушений познания связана с расстройством сна, назначают Золпидем или Зопиклон ( по 1 таблетке перед сном, курс лечения минимум 30 дней), Нитразепам (прием 1 таб. за полчаса до сна, курс лечения не менее месяца).
  • При артериальной гипертензии и атеросклерозе в терапию включают антиагреганты (Аспирин и его производные), снижающие холестерин крови средства (препараты класса статинов), гипотензивные препараты.
  • При необходимости проводится терапия эндокринных патологий, инфекций и интоксикаций.

Народные методы

С помощью народных методов лечения можно мягко корректировать и улучшать состояние пациентов. Они очень хорошо дополняют основную тактику лечения и имеют минимум противопоказаний и побочных эффектов.

Методы лечения
Средство Рецепт Действие на организм
Мята и имбирь Корень имбиря натереть и смешать с листьями мяты, затем смесь залить 1 л кипятка и настаивать. Принимать после остывания в холодном виде, желательно с добавлением меда Укрепляет стенки капилляров, улучшает кровоток и способствует восстановлению артериального давления
Черника Из сушеных ягод делают чаи, компоты, морсы, замороженные можно есть после оттаивания в чистом виде или выдавливая сок Является капилляропротектором, укрепляет стенки и уменьшает проницаемость сосудов
Корень девясила 1 ч.л. девясила добавить к стакану теплой воды, накрыть и дождаться остывания Употреблять перед каждым приемом пищи не менее 3 раз в сутки
Шалфей 1 ст. л. листьев смешивается с двумя стаканами горячей воды и оставляется. Принимать холодным 3 раза в день. Улучшает память и концентрацию внимания
Кора рябины 50 г коры смешать с 250 мл кипятка и выдержать 5-10 минут на медленном огне. Прием по 3 ст. л. отвара, 4-5 раз в день Укрепляет стенки сосудов
Женьшень и элеутерококк Выпускаются в виде капель, которые добавляются в холодные напитки несколько раз в день Улучшают функции мышления и памяти
Мелисса Для отвара на 1 ст. л. листьев нужны два стакана кипятка и выдержать до остывания. Прием 3 раза в день.

Также листья мелиссы можно просто добавлять в чайную заварку.

Симулирует функции нейронов мозга
Гинкго билоба Продается готовым для приема в виде чая, пить нужно каждый день Улучшает коагуляцию крови и улучшает сосудистый кровоток

Прочие методы

При работе с легкой и умеренной степенью когнитивных нарушений весьма эффективны некоторые психотерапевтические методики.

К ним относятся различные планирования и записи (ведение дневника поддерживает навык письменной речи), групповая терапия (позволяющая много общаться, выполнять различные задания для интеллекта, внимания, памяти), занятия изобразительным искусством и музыкой, развитие собственных хобби на кружках по интересам, обучение какому-либо новому для себя знанию или умению (обучение новому языку, прикладные умения).

Методы лечения

Физиолечение также способно улучшить мозговую деятельность. Для этого эффективно курсовое лечение методами электрофореза, импульсными токами, ультразвуком, СВЧ-терапия, а также массаж и лечебная гимнастика. Помимо этого рекомендуют ванны — азотистые, кислородные и углекислые.

Социотерапия подразумевает поддержание широкого круга общения, посещение общественных мест — театров, концертов, музеев и выставок с последующим обменов впечатлениями об увиденном и запомненном.