Название «парасомния» происходит от греческих слов «para» («около») и «somnus» («сон»). Парасомния – это общее понятие, объединяющее деструктивные расстройства сна, засыпания, пробуждения. Несмотря на различие в проявлениях и причинах этих расстройств, во всех случаях они связаны с нарушением регуляции сна со стороны нервной системы.
Симптомы дисфазии
- Позднее появление речи: обычно нормально развивающийся ребенок произносит первые слова в 11-12 месяцев, активно подражая родителям и окружающим людям. У детей с дисфазией отмечают позднее появление лепета.
- Бедный словарный запас: речь состоит из крайне ограниченного списка слов (50-100).
- Трудности в поиске правильной последовательности звуков в слове, слов во фразе, в переключении с одного слова на другое: это ведет к появлению в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова).
- Молчаливость: создается впечатление, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции.
- Множество искажений слов в речи (пуговица — « пузыка», « пузувиса», февраль — « фраль», « вираль», « фараль»).
- Дети не умеют употреблять синонимы, антонимы, обобщающие слова.
- Непонимание речи окружающих, родителей, безразличность к речи (в тяжелых случаях ребенок не воспринимает речь, относясь к ней как к шуму).
- Неполное понимание речи: при этом ребенок может неправильно реагировать на слова, так как не до конца понимает все слова (например, не идет к родителям, когда они его зовут).
- Эхолалии: многократное повторение только что услышанных слов, часто без понимания их смысла.
- Диссомния — лечение нарушений сна у …
- Диссомния — лечение нарушений сна у …
- Сомнология. Нарушения сна — online …
Описание
По определению, экспрессивная речь — это процесс произнесения вслух звуков и слов. Это высказывание слов при помощи движений языка и губ. Темпы ее формирования зависят от того, насколько активно общаются с ребенком его близкие, занимаются с ним.
Следует отличать нарушение экспрессивной речи от моторной афазии — нарушения уже сформированной речи.
Выраженная форма данного нарушения проявляет себя до наступления трехлетнего возраста. Отсутствуют отдельные словообразования, простые предложения, фразы. Позже признаки становятся более характерными:
- ограниченный словарный запас;
- пропуск приставок в словах;
- нечеткие окончания в словах;
- множественные синтаксические ошибки;
- при пересказе может полностью отсутствовать последовательность изложения.
Понимание речи больным при данном расстройстве не нарушено. Использование невербальных знаков, движений и жестов абсолютно адекватно. Воспроизведение звуков не затруднено. Желание общаться с окружающими у ребенка сохраняется. Эмоции направлены вовне. Присутствуют компенсаторные эмоциональные реакции при общении со сверстниками, поведенческие расстройства и невнимательность. В качестве сопутствующих нарушений фиксируется функциональная диарея, нарушение координации.
Что такое дисфазия развития?
- Он умный, но любит манипулировать.
- Он внимательный, но недостаточно хорошо адаптируется к изменениям.
- Он чувствует обстановку, но иногда реагирует негативно.
- Он понимает вашу интонацию, но быстро теряет концентрацию и отвлекается.
- выражение лица, «говорящие глаза»;
- жесты и мимика вместо речи;
- действия и телодвижения, которые обычно сопровождают речь, при ее отсутствии.
- нормальный слух;
- нормальный айкью;
- развитый эмоциональный интеллект;
- отсутствие серьезных повреждений мозга.

- Моторная дисфазия — это нарушение, при котором дети не могут выражать свои мысли словами. При тяжелых формах дети долго не могут научиться говорить, а издают только отдельные звуки. Тем не менее, они могут общаться, используя любые средства выразительности: интонацию, жесты. Большинство детей с моторной дисфазией могут говорить или развивают речь до 6-7 лет, но у них часто возникают проблемы с подбором правильного слова и объемом словарного запаса (иногда они знают всего 50-100 слов). Вместо верного слова ребенок может назвать противоположное по значению или подобрать фразу, бессмысленную в контексте. Вместе с трудностями в устной речи наблюдаются проблемы с чтением и письмом. Мысли при моторной дисфазии ясные и четкие, но попытки ребенка вербально взаимодействовать с внешним миром часто безуспешны, он остается непонятым или вообще неспособен к самовыражению вербальным способом.
- Сенсорная дисфазия — трудности с пониманием речи или восприятием смысла слов. Этот вид дисфазии можно сравнить с ощущением, как если бы все люди говорили с вами на иностранном языке. В месте, где тихо и ребенок чувствует себя спокойно, удается донести до него некоторую информацию, но говорить обычно приходится короткими фразами из 2-3 слов. К трудностям в понимании речи добавляется забывчивость и неспособность разборчиво прочитать текст, даже если ребенок написал его самостоятельно.
- Сенсомоторная дисфазия — грубое нарушение развития речи, которое включает моторные и сенсорные симптомы. Дети с этим диагнозом испытывают сложности, когда пытаются понять речь и общаться. Патология влияет на освоение вербальных и невербальных способов коммуникации.
сенсомоторной алалии
Симптомы
Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:
- Тактильная дисфункция
Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.
- Вестибулярная дисфункция
Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.
- Проприоцептивная дисфункция.
Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).
- Аудиальная дисфункция
Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.
- Оральные дисфункции
Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.
- Обонятельная дисфункция
Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.
- Визуальная дисфункция
- Нарушения сна — презентация онлайн
- Снотворные средства, Противосудорожные …
- НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ — Детские …
Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.
- Артикуляционная дисфункция
Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.
- Социальная дисфункция
Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.
- Эмоциональная дисфункция
Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.
- Игровая дисфункция
Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.
- Дисфункция саморегуляции
Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.
- Интроцепция (внутренняя регуляция)
Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.
На заметку! У большинства детей с нарушениями интеграции в процессе диагностики причин заболевания не выявляются повреждения структуры мозга. Хотя дисфункция в поведении и ощущениях связана со сбоями в работе его отделов.
Способы самостоятельной диагностики
Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.
Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:
- один – ноги в стороны;
- два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
- три – ноги в стороны;
- четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).
Признаки неблагополучия:
- ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
- он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
- перекрещивая ноги, он разворачивает таз.
Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.
Симптоматика
Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.
Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:
- Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
- Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
- Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
- Параличи и парезы.
- Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
- Непроизвольные движения.
- Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
- Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
- Монотонный крик и плач.
- Нарушение артикуляции.
- Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
- Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
- Трудности при кормлении грудью.
- Судорожный синдром, синюшность кожи.
Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.
Симптомы гипертонуса:
- тело малыша дугообразно изгибается,
- грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
- больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
- голова повернута в одну сторону,
- малыш становится на носочки, а не на всю стопу.
Симптомы гипотонуса:
- больной младенец вялый,
- он мало двигает конечностями,
- не может удержать игрушку в руке,
- кричит слабо,
- ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
- не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
- не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.
- RUSSIAN CHICAGO MAGAZINE
- Синдром диссомнии – тема научной статьи …
- НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ — Детские …
Выделяют несколько форм патологии:
- с преимущественным поражением ножек — ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
- одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
- расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей — невозможность ползать, стоять и ходить;
- полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.
Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.
Стадии развития синдрома двигательных расстройств:
- Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
- Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
- Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.
этапы развития ребенка в норме
В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.
Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН — лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.
Парасомния
Парасомния – это двигательные, поведенческие или вегетативные феномены, возникающие во время сна.
У детей и подростков наиболее распространенные проявления заболевания — лунатизм, нарушения пробуждения, ночные страхи и кошмары. У взрослых же чаще всего встречается расстройство поведения в фазе быстрого сна.
Могут также появиться нарушения пробуждения.
Они происходят в фазе глубокого сна и, как правило, человек не осознает, не может контролировать все эти формы поведения, а после пробуждения не помнит о них (за исключением кошмаров).
Симптомы у детей и взрослых

- Нарушения пробуждения. Происходят особенно в начале ночи, но могут повториться позднее. Основные признаки включают в себя дрожание, плач, невозможность успокоиться. Нарушения пробуждения часто встречаются у детей до 5 лет.
- Лунатизм. Представляет собой целый спектр сложных двигательных и поведенческих феноменов. Клинические проявления включают сидение на постели, хождение или даже выход из дома. Лунатизм может проходить в спокойном или возбужденном состоянии, быть разной длительности и достигать различных степеней сложности. Лунатикам трудно проснуться, они часто находятся в состоянии растерянности и не помнят эпизоды снохождения после пробуждения. Около 17 % детей в возрасте 10-13 лет страдают от лунатизма.
- Ночные страхи. Обычно возникают у ребенка через несколько часов после засыпания. Проявление ночного страха – зачастую пугающее явление: ребенок лежит в постели, глаза открыты, он трясется, кричит. Могут также иметь место проявления вегетативной нервной системы (тахикардия, тахипноэ, рвота, потоотделение или повышение мышечного тонуса). Хотя ночные страхи — относительно безопасные явления, ребенок в состоянии тревоги может нанести повреждения себе или другим. Примерно 1-3 % детей до 15 лет страдают от ночных кошмаров.
- Кошмары. Возникают в конце сонного цикла — как правило, поздно вечером. Кошмары отличаются своими образами, полными тревоги и ужаса. После пробуждения они сопровождаются чувством страха или печали. В отличие от парасомний, которые происходят в фазу быстрого сна, ребенок просыпается без труда и не страдает от дезориентации. Примерно у 10-50 % детей до 5 лет регулярно случаются ночные кошмары. Частота их уменьшается с возрастом.
У взрослых тоже могут возникать нарушения пробуждения или случаи лунатизма. Подобные феномены может вызвать недосыпание, злоупотребление алкоголем и лекарствами. Однако для взрослых более характерны немного иные проявления парасомний.
- Поведенческое расстройство быстрого сна. Представляет из себя нарушение работы центральной нервной системы. Это расстройство характеризуется агрессивным поведением во сне. Клинические проявления: внезапный плач, резкие телодвижения. Поведенческое расстройство быстрого сна отличается от других парасомний тем, что у человека работает мимика, в то время как в целом во время этой стадии сна мышцы (кроме тех, что отвечают за дыхание и сердцебиение) остаются парализованными. Кроме того, этот недуг может быть побочным эффектом некоторых лекарств, отпускаемых по рецепту, таких как антидепрессанты. Частотность поведенческих расстройств в фазе быстрого сна составляет 0,5% населения. Недуг в основном поражает мужчин старше 50 лет.
Эти расстройства могут быть идиопатическими, связанными с неврологическими заболеваниями или быть предвестниками последних. Наиболее высокая частотность расстройств поведения сна была замечена у больных нарколепсией.
Причины
Профилактика
При возникновении следующих недугов следует посоветоваться с врачом во избежание неприятных последствий:
- Головные боли
- Потеря контроля мышц (катаплексия)
- Ослабление концентрации и внимания
- Проблемы с памятью
- Нарушение двигательной координации
- Раздражительность и нарушение социального взаимодействия
О другом нарушении сна — гиперсомнии — можно прочитать по приведенной ссылке. О том, как помочь себе заснуть, можно узнать здесь.
Лечение

Лечение может включать в себя назначение препаратов, а также модификацию поведения с помощью гипноза или ментальной релаксации.
Иногда используются бензодиазепины (диазепам, клоназепам, лоразепам и темазепам), а также опиаты (кодеин, оксикодон, пропоксифен и метадон). Следует избегать трициклических антидепрессантов и флуоксетина.
Кроме того, следует убрать из комнаты и коридора предметы, на которые человек может наткнуться в темноте. Обязательно удостовериться в том, что двери и окна крепко заперты на ночь.
Проконсультируйтесь с вашим врачом, чтобы назначить соответствующее лечение.
Синдром умеренных когнитивных нарушений
Причинами умеренных когнитивных нарушений у детей часто бывают пренатальное (внутриутробное) и интранатальное (возникшее в процессе родов) поражение центральной нервной системы, формирующееся при гипоксии, недоношенности и других патологиях; прием матерью во время беременности некоторых медикаментов. Также когнитивные нарушения средней степени тяжести могут быть связаны с неврологическими заболеваниями – детским церебральным параличом (ДЦП), эпилепсией и др. Во всех этих случаях выраженность когнитивных нарушений сильно зависит от степени повреждения головного мозга и других участков нервной системы ребенка.
Дети, страдающие различными видами когнитивных нарушений умеренного характера, как правило, испытывают серьезные трудности с обучением и социализацией. Чаще всего когнитивные нарушения у них проявляются не одним симптомом, а целым комплексном – например, задержка в речевом развитии может сочетаться с психомоторными проблемами или с СДВГ. Успех коррекции этого состояния часто зависит от своевременного диагностирования и начала лечения.
Профилактика парасомнии
Чтобы предупредить расстройства сна, воспользуйтесь следующими советами:
- Ежедневно выделяйте время для отдыха. Хотя бы 1 час в день старайтесь не заниматься важными делами.
- Спите 7-9 часов в сутки.
- Начните правильно питаться. Откажитесь от сладкой, жирной и копчёной пищи, а также от продуктов, содержащих консерванты, красители и прочие вредные добавки.
- Побольше двигайтесь. Сделайте привычкой ежедневные прогулки. Если остаются силы, можете проводить домашние тренировки по будням или выходным.
- Не переусердствуйте с физическими нагрузками.
- Не курите и не употребляйте много алкоголя.
- Поменьше пейте кофе или крепкий чай.
- Не смотрите триллеры или фильмы ужасов перед сном.
- Не переедайте на ночь, но и не ложитесь спать голодным.
При возникновении симптомов парасомнии обратитесь к специалисту
Будьте здоровы!
- Anxious and dyssomnic depressive …
- Сомнология. Нарушения сна — online …
- Бессонница у подростков: причины и …
Видео по теме:
Список литературы:
- Мей М., Алексеев А. – «Расстройства сна»
Методы лечения
Выбор тактики лечения когнитивных расстройств зависит от вызвавшей их причины. Наиболее эффективной оказывается терапия функциональных познавательных нарушений, так как в этом случае они обратимы и мозговая ткань не имеет патологических изменений.
При органических болезнях различного генеза лечение чаще всего бывает длительным, иногда пожизненным. Оно направлено на предупреждение развития деменции и улучшения прогноза заболевания.

Лекарственные препараты
- Ноотропы оптимизируют кровоснабжение и обмен веществ в головном мозге. Это проявляется улучшением мыслительных функций, памяти и внимания. Поэтому их рекомендуют назначать в большинстве случаев. Пирацетам (1200 мг, по 2 таб. 3 раза в день, назначается не меньше, чем на 30 дней), Глицин (1 таб. 3 раза в день, его нужно принимать не менее 2 недель, лучше 4-6 недель),
- Ривостигмин (пластырь), Галантамин, Донезепин, Мемантин стимулируют активность работы нервных клеток, препятствуют их дегенерации и истощению, по действию похожи на ноотропы.
- Усиливать питание мозга за счет расширения капилляров и мелких сосудов могут вазодилататоры Кавинтон, Пентоксифиллин, Интестинон. Обычно их инъекции проводят небольшими курсами.
- При депрессии обычно назначают антидепрессанты, такие как Гептрал ( 800 мг на ночь, курс до нескольких месяцев), Анафранил (25 мг по 2-3 раза в день), Паксил (20 мг, утренний прием). С излечением от депрессии восстанавливаются и когнитивные функции.
- Если причина нарушений познания связана с расстройством сна, назначают Золпидем или Зопиклон ( по 1 таблетке перед сном, курс лечения минимум 30 дней), Нитразепам (прием 1 таб. за полчаса до сна, курс лечения не менее месяца).
- При артериальной гипертензии и атеросклерозе в терапию включают антиагреганты (Аспирин и его производные), снижающие холестерин крови средства (препараты класса статинов), гипотензивные препараты.
- При необходимости проводится терапия эндокринных патологий, инфекций и интоксикаций.
Народные методы
С помощью народных методов лечения можно мягко корректировать и улучшать состояние пациентов. Они очень хорошо дополняют основную тактику лечения и имеют минимум противопоказаний и побочных эффектов.

Средство | Рецепт | Действие на организм |
Мята и имбирь | Корень имбиря натереть и смешать с листьями мяты, затем смесь залить 1 л кипятка и настаивать. Принимать после остывания в холодном виде, желательно с добавлением меда | Укрепляет стенки капилляров, улучшает кровоток и способствует восстановлению артериального давления |
Черника | Из сушеных ягод делают чаи, компоты, морсы, замороженные можно есть после оттаивания в чистом виде или выдавливая сок | Является капилляропротектором, укрепляет стенки и уменьшает проницаемость сосудов |
Корень девясила | 1 ч.л. девясила добавить к стакану теплой воды, накрыть и дождаться остывания | Употреблять перед каждым приемом пищи не менее 3 раз в сутки |
Шалфей | 1 ст. л. листьев смешивается с двумя стаканами горячей воды и оставляется. Принимать холодным 3 раза в день. | Улучшает память и концентрацию внимания |
Кора рябины | 50 г коры смешать с 250 мл кипятка и выдержать 5-10 минут на медленном огне. Прием по 3 ст. л. отвара, 4-5 раз в день | Укрепляет стенки сосудов |
Женьшень и элеутерококк | Выпускаются в виде капель, которые добавляются в холодные напитки несколько раз в день | Улучшают функции мышления и памяти |
Мелисса | Для отвара на 1 ст. л. листьев нужны два стакана кипятка и выдержать до остывания. Прием 3 раза в день.
Также листья мелиссы можно просто добавлять в чайную заварку. |
Симулирует функции нейронов мозга |
Гинкго билоба | Продается готовым для приема в виде чая, пить нужно каждый день | Улучшает коагуляцию крови и улучшает сосудистый кровоток |
Прочие методы
При работе с легкой и умеренной степенью когнитивных нарушений весьма эффективны некоторые психотерапевтические методики.
К ним относятся различные планирования и записи (ведение дневника поддерживает навык письменной речи), групповая терапия (позволяющая много общаться, выполнять различные задания для интеллекта, внимания, памяти), занятия изобразительным искусством и музыкой, развитие собственных хобби на кружках по интересам, обучение какому-либо новому для себя знанию или умению (обучение новому языку, прикладные умения).

Физиолечение также способно улучшить мозговую деятельность. Для этого эффективно курсовое лечение методами электрофореза, импульсными токами, ультразвуком, СВЧ-терапия, а также массаж и лечебная гимнастика. Помимо этого рекомендуют ванны — азотистые, кислородные и углекислые.
Социотерапия подразумевает поддержание широкого круга общения, посещение общественных мест — театров, концертов, музеев и выставок с последующим обменов впечатлениями об увиденном и запомненном.