Как не пропустить аутизм у ребенка? Все симптомы в понятных картинках

Описывается аутизм (причины, классификация, симптомы) и методы коррекции.

С какого возраста может проявиться аутизм?

Детский аутизм на сегодняшний день встречается в 2 – 4 случаях на 100 000 детей. В комбинации с умственной отсталостью (атипический аутизм) цифра возрастает до 20 случаев на 100 000. Соотношение мальчиков и девочек при этой патологии равняется 4 к 1.   Аутизм может встречаться в любом возрасте. В зависимости от возраста изменяется и клиническая картина заболевания. Условно различают ранний детский аутизм (до 3 лет), детский аутизм (с 3 лет до 10 – 11 лет) и подростковый аутизм (у детей старше 11 лет).   По поводу стандартных классификаций аутизма споры не утихают до сих пор. Согласно международной статистической классификации болезней, в том числе и психических, различают детский аутизм, атипический аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно последней версии американской классификации психических болезней различают лишь расстройства аутистического спектра. В эти расстройства входит как ранний детский аутизм, так и атипический.   Как правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Однако первые признаки аутистического поведения проявляются еще на первом году жизни. Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, позже замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идет в садик, то есть при попытке интегрироваться в общество. Однако же если в семье есть уже ребенок, то, как правило, первые симптомы малыша-аутиста мама замечает еще в первые месяцы жизни. По сравнению со старшим братом или сестрой ребенок ведет себя иначе, что сразу бросается в глаза его родителям.   Аутизм может проявляться и позже. Дебют аутизма может наблюдаться и после 5 лет. Коэффициент интеллекта в этом случае выше, чем у детей, у которых дебют аутизма пришелся на возраст до 3 лет. В этих случаях элементарные навыки общения сохраняются, но изолированность от мира все же доминирует. У таких детей когнитивные расстройства (ухудшение памяти, умственной активности и так далее) не так выражены. Очень часто у них наблюдается высокий коэффициент интеллекта.   Элементы аутизма могут быть в кадре синдрома Ретта. Он диагностируется в возрасте от года до двух. Аутизм с сохранением когнитивных функций, который называется синдромом Аспергера (или же мягким аутизмом), встречается между 4 и 11 годами.   Стоит отметить, что между первыми проявлениями аутизма и моментом постановки диагноза существует определенный период. Наблюдаются определенные характерные черты ребенка, которым родители не придают значения. Однако, если акцентировать внимание мамы на этом, то она действительно признает «что-то эдакое» с ее ребенком.   Так, родители ребенка, который всегда был послушным и не создавал проблем, вспоминают, что в детстве ребенок практически не плакал, часами мог разглядывать пятно на стене и так далее. То есть определенные черты характера у ребенка существуют изначально. Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба». Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту.

Один в стороне

25 лет назад у Оксаны и Вячеслава Степановых родился желанный ребёнок. Богдан рос и развивался как обычный мальчик до двух лет. Потом стали проявляться особенности, которые сильно насторожили молодых родителей.

Статья по теме Чувство локтя нужно всем. Как помочь людям, страдающим аутизмом «Он будто не слышал нас, не понимал, — рассказывает Оксана. — Появились первые слоги и слова, но они не были наполнены смыслом, будто произносил их произвольно. А в 2,5 года сын вообще замолчал. Это был самый сложный период моей жизни. Младшая дочка Злата, у детей разница год, уже вовсю лепетала по-взрослому, а он будто остановился в развитии. Мы водили его по разным врачам и специалистам, но ситуация только ухудшалась. Менялось поведение, ребёнок становился гиперактивным и не управляемым. В то же время он мог часами сидеть в сторонке и играть с машинками. Других игрушек для него будто не существовало».

Один в стороне

Оксана стала изучать проблему своего ребёнка, буквально по крупицам собирала информацию. Тогда, четверть века назад, о таком понятии как аутизм мало было известно.

«Я училась в педагогическом институте, что-то мне рассказали преподаватели, что-то нашла в библиотеках, — говорит Оксана. — Доктора ставили самые разные диагнозы. Даже подозревали глухоту. Но со слухом всё было в порядке. Интуиция мне подсказывала, что проблема в другом. Важная его черта — отстранённость. Ему не нужен был коллектив, не общался с детьми во дворе. Даже в детском саду он сидел всегда один. Наконец мы полетели в Москву, показались профессору. Он и заключил — ранний детский аутизм. Богдану тогда было четыре года».

«Они особенные». Лучший воспитатель Кубани – о детях с ДЦП и аутизмом Подробнее

Признаки и симптомы

Аутизм у детей является загадочным заболеванием, при котором у каждого пациента имеются свои симптомы. Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого заболевания. Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста. Поэтому выделяют четыре основных группы признаков и симптомов: ранний аутизм (у детей до двух лет), детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет), подростковый аутизм (у тинейджеров от одиннадцати до восемнадцати лет) и аутизм взрослых.

Читайте также:  Как избавиться от телефонной зависимости у взрослых и детей

Возраст — от 2 до 11 лет

У детей старше двух лет остаются все те симптомы, которые характерны для раннего аутизма е откликается на свое имя, не смотрит в глаза собеседнику, играет в одиночестве и т.д.), а также к ним присоединяются и другие:

  1. Ребенок не желает принимать участие в беседах, никогда не начинает разговор и вообще не стремится к общению;
  2. Ребенка интересует только один вид деятельности (музыка, рисование, математика);
  3. Может повторять одно и то же слово либо звук постоянно;
  4. Если происходит смена привычной обстановки, ребенок впадает в панику;
  5. Ребенок с трудом приобретает навыки, в школе не может научиться читать и писать.

Возраст — старше одиннадцати лет

В этом возрасте дети, страдающие синдромом аутизма, обычно приобретают простые навыки общения с людьми, однако все равно предпочитают одиночество. Период полового созревания у детей с аутизмом протекает намного сложнее, чем у обычных детей. Они становятся агрессивными, могут находиться в депрессии.

Но для начала разберемся: что такое аутизм

Аутизм, или расстройства аутистического спектра проявляются нарушениями в трех сферах:

— в том, как человек общается с детьми и взрослыми(нарушения социального взаимодействия);

— в том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации);

— в том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.

Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них наблюдаются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у них есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир.

Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми. У них просто нет достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Некоторые (около 20-25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Читайте также:  Как избавиться от комплекса неполноценности и повысить самооценку

Как предотвратить приступы у детей аутистов?

Не давайте ребенку скучать и перевозбуждаться. Усталость, неудовлетворенность и перевозбуждение – это основные признаки подобных состояний. Оберегайте дитя от стрессовых ситуаций, не давайте ему находиться в местах с большим количеством людей и громких звуков. С детьми постарше постарайтесь поговорить. Объясните разницу между хорошим и плохим поведением, объясните, что дитя может попытаться справиться со срывом самостоятельно. Когда ребенок старается контролировать свое поведение, то обязательно хвалите его, вообще старайтесь меньше наказывать и делать акцент на позитивном воспитании.

Полезные статьи:

  • Речевое развитие у детей с ДЦП
  • ЛФК при ДЦП
  • Медицинская реабилитация детям с ДЦП

Причины аутизма у детей

В последние годы отмечается рост заболеваемости аутизмом. При этом тенденция не имеет научного объяснения. Заболевание может быть вызвано целым рядом факторов. Одним из них является токсическое воздействие на организм матери во время вынашивания беременности. Распространенные причины аутизма у детей:

  • осложнения после простудных заболеваний;
  • инфекционные поражения головного мозга, аномальное развитие отдельных его отделов;
  • ДЦП;
  • гормональный дисбаланс;
  • воздействие на организм вирусов и бактерий;
  • неконтролируемый прием антибактериальных препаратов;
  • неудачно проведенная вакцинация.

Определенную роль в развитии аутизма играет генетический фактор.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты. Строение мозга у младенцев не отличается от мозга здоровых детей.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты..

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей. Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.