Дислексия у детей: симптоматика, диагностика, лечение

Дислексия — расстройство, связанное с наличием трудностей в чтении. Этот недуг возникает у детей и взрослых. В основном страдает мужской пол. Диагностика и коррекция болезни осуществляется с помощью логопеда и нейропсихолога. В некоторых случаях требуется обследование у других узких специалистов. Прогноз заболевания благоприятный, если вовремя выявить наличие этого недуга и своевременно начать терапию.

Описание заболевания

Дислексия — это затруднения в овладении навыками чтения. Расстройство обусловлено недоразвитием ВПФ (высших психических функций), которые влияют на формирование этого навыка, и в основном возникают у младших школьников. Заболевание встречается в 4,8% случаев у здоровых, а дети с ЗПР (задержкой психического развития) страдают дислексией в 20-50% случаев. У мальчиков патология регистрируется чаще, чем у девочек.

Согласно проведенным исследованиям, причиной развития недуга является наследственная предрасположенность к нарушениям письма и чтения у пациентов с правополушарным видом мыслительной деятельности. У людей, страдающих дислексией, отмечается воздействие биологических факторов, которые влияют на появление минимальной мозговой дисфункции, а также наблюдаются психические заболевания (шизофрения). Причинами развития недуга являются перинатальное повреждение головного мозга, интоксикация ЦНС при употреблении алкоголя и препаратов матерью, а также при гемолитической болезни плода.

К факторам развития дислексии относятся:

  • краснуха, корь, ветрянка, грипп, герпес у беременной;
  • узкий таз матери;
  • затяжные роды;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • задержка формирования структур головного мозга вследствие черепно-мозговых травм, нейроинфекций, детских инфекционных заболеваний;
  • ДЦП (детский церебральный паралич );
  • умственная отсталость (олигофрения);
  • нарушения речи;
  • педагогическая запущенность у ребенка;
  • высокий темп обучения и раннее начало;
  • несформированность устной речи: ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие ) и ОНР (общее недоразвитие).

 Дислексия — неспособность к обучению

Некоторые дети в младшем школьном возрасте сталкиваются с проблемами при обучении чтению, что вызывается трудностями восприятия и понимания письменной информации. Эта патология обычно имеет причиной не умственные отклонения, часто она носит психологический характер.

В отдельных случаях отклонение проявляется лишь во взрослом возрасте, но в большинстве случаев это происходит еще в дошкольный или младший школьный период. На данный момент, по статистике, более 15 процентов людей имеют подобное отклонение.

Ученые говорят, что заболевание может иметь генетическую предрасположенность и процесс в этом случае может зародиться уже в внутриутробный период. Это влияет на развитие мозга.

Но отмечаются и другие факторы, которые прямо и косвенно могут являться причиной появления недуга. К ним относятся:

  • возможные травмы головного мозга,
  • повреждения органов нервной системы в период фетального развития внутри матери,
  • инфекционные или вирусные заболевания в период внутриутробного развития,
  • кислородное голодание плода в период вынашивания или обвитие пуповины,
  • несвоевременная отслойка плаценты, роды преждевременные или патологические.
 Дислексия — неспособность к обучению

Суть дислексии заключается в затрудненном восприятии письменной информации: при чтении человек путает отдельные буквы и звуки, не вполне осознает смысл прочитанных слов, испытывает трудности в построении логических цепочек на основе прочитанного и не в состоянии воспроизвести смысл текста.

Сопутствующие симптомы при этом – сложности с дикцией, восприятием и воспроизведением чисел. Часто страдающие данной проблемой рассеянны и невнимательны.

Основной физиологической составляющей возникновения этой патологии является отсутствие активизации всех зон головного мозга, отвечающих за нормальное функционирование процессов восприятия, осознания и воспроизведения текста.

Согласно исследованиям, во время чтения задействовано три основных зоны мозга: центр Брока, обеспечивающий моторную организацию и анализ речи, а также две зоны, специализирующиеся на понимании и визуальном представлении речи.

Читайте также:  Рак ануса: симптомы, диагностика и лечение

Фактическим отличием дислектиков от остальных людей является нарушение активности двух последних участков мозга. При чтении у них работает только зона Брока. Таким образом, дислектики испытывают трудности с правильным восприятием графических образов, что мешает им осуществлять полноценный процесс  чтения и понимания текста.

Причины возникновения отклонений

Исследования показывают, что точные факторы развития данной болезни установить невозможно. Но все же выделяются причины, которые чаще всего вызывают эту проблему, по данным специалистов, следующие:

  1. Расположенность на генетическом уровне;
  2. Осложнения во время беременности матери больного – интоксикация любого характера, перенесение гриппа, краснухи, герпеса, кори и других инфекционных заболеваний, порок сердца матери или плода;
  3. Поражения мозговых функций ребенка, что вызывается неправильным развитием пуповины при беременности, асфиксии плода или тяжелыми и длительными родами;
  4. Травмы головы;
  5. Инфекционные заболевания в раннем возрасте, сопровождающиеся осложнениями и некоторые другие факторы.

Влияние социальных факторов

 Дислексия — неспособность к обучению

Дополнительно на развитие дислексии могут повлиять социальные факторы – особенности микроклимата в семье, отсутствие своевременных занятий с ребенком или наоборот, слишком раннее обучение грамоте.

Часто эта проблема развивается на фоне двуязычной семьи или в результате переучивания врожденного левши. В целом патология никогда не стоит отдельно от общего неврологического и психоэмоционального состояния человека, его социального окружения и уровня воспитания.

Одним из весомых факторов, вызывающих это отклонение – преобладание образного мышления над конкретным, что свойственно многим творческим личностям, в особенности людям, занимающимся искусством.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

Ступени формирования навыков чтения

  1. Звуко-буквенное обозначение – узнавание букв.

  2. Слоговое чтение.

  3. Становление систематических приемов чтения. Простые знаки, обозначаемые буквами, читаются целостно, словами, а малознакомые и сложные по звучанию еще по слогам. Ребенок может заменять окончания слов, наблюдается угадывающее чтение, что характеризуется большим количеством ошибок.

  4. Синтетическое чтение – воспроизведение целого слова или группы слов, смысловая догадка в пределах текста. Этот навык уже должен быть сформирован к школе.

Если же у ребенка в 6-7 лет возникают трудности с опознаванием буквы, соединении двух букв в слог, перестановка или пропуск букв в слове, непонимание прочитанного при технически правильном произнесении слова, то можно диагностировать тот или иной тип дислексии.

Диагностика

На начальном этапе проявления нестандартного поведения у ребенка родители еще не знают, что такое дислексия, и могут принять эти симптомы за своеобразные особенности развития малыша. В таких случаях важно посетить терапевта, который направит малыша к логопеду при наличии подозрений на дислексию.

Диагностика дислексии начинается со сбора общей информации о жизни ребенка и о протекании беременности матери. Также логопед отмечает наличие похожих заболеваний у близких родственников, возможность генетической предрасположенности к дислексии и прочую информацию об особенностях развития ребенка в первые годы жизни.

Читайте также:  Кишечно-генитальные свищи воспалительного генеза

Далее специалист приступает к осмотру самого ребенка. На этом этапе отмечается работа артикуляционного аппарата, особенности произношения слогов и звуков, уровень чтения и письма, работа моторики ребенка и прочие показатели.

Диагностика

В заключение осмотра проводится специальный тест, включающий в себя чтение вслух, списывание текста и написание диктанта. В отдельных случаях могут потребоваться осмотры у специалистов неврологии и офтальмологии.

Если результаты осмотра и тестов показали, что у ребенка дислексия, логопед объясняет, как лечить дислексию наиболее эффективно. Посетить логопеда с этой проблемой могут не только дети, но и взрослые, которые также имеют все шансы на выздоровление при тщательной работе над своей особенностью.

Способы диагностики

При нарушениях навыков чтения необходимо обратиться к логопеду. Вначале специалист займется сбором анамнеза, чтобы выяснить, как протекала беременность, имеются ли генетические риски, каким было развитие ребенка в первые годы жизни.

Отклонение диагностируется с помощью специально разработанных тестов. Они представляют собой перечень несложных заданий. Например, суть одного из них состоит в том, чтобы перечислить по порядку времена года или дни недели. С помощью такого элементарного задания определяют важнейший показатель дислексии – трудность в поиске исходной точки во временной или пространственной последовательности.

Также тесты могут подразумевать зачитывание ребенком вслух какой-либо информации, списывание текста и письмо под диктовку, на слух. На основании таких диагностических мероприятий специалисты определяет, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше.

Тесты выявляют дислексию по повторяемости ошибок и их стойкости, которые сохраняются даже после тренировки и неоднократных исправлений.

В некоторых случаях может понадобиться консультация невролога, отоларинголога, офтальмолога и проведение дополнительных диагностических мероприятий, например, эхоэнцефалографии.

Симптомы дислексии

Дислексика легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

  • интеллект сохранен;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых слов;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • затруднение в определении верха и низа;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обостренный эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.
Симптомы дислексии

У пациентов с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у себя или своего ребенка, стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария и требуется специальная терапия.

Эффективные методы коррекции дислексии у младших школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис является автором методики лечения дислексии, он сам страдал этим недугом и успешно с ним справился. По утверждениям врача, дислектики – это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось у А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчилля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Р. Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Бесспорный успех методики доказывает и реакция детей, которые с удовольствием ходят на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Методика Корнева

А. Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

    • рядоговорение;

    • ритмы;

    • субтест «повторение цифр»;

    • кулак-ребро-ладонь.

Классификация дислексии

Виды дислексии связаны со строением человеческой речи.

У слова есть элементы и функции, и умение пользоваться ими составляет языковой навык:

  • звукам слова и их сочетаниям (слогам) соответствует умение различать на слух эти элементы и повторять их точно так же своими органами речи;
  • письменным знакам звуков (буквам) соответствует умение соотносить видимые буквы со слышимыми звуками, превращать графемы в фонемы (читать) и наоборот (писать);
  • смыслу слов, указывающих на объекты мира, их действия и состояния, в уме соответствуют образы;
  • соединению слогов и слов (грамматике и синтаксису) соответствует умение сочетать их согласно взаимосвязям в предложениях и понимание функций соединительных элементов (приставок, окончаний).
Классификация дислексии

Нарушениям процессов чтения букв, слогов и слов соответствуют разные типы расстройства.

Фонематическая

Трудность с превращением видимых букв в говоримые звуки — это фонематическая дислексия.

Фонемы — это звуковые элементы языка. При обучении ребенок осваивает их распознавание на слух и умение точно воспроизводить их с помощью органов речи. На письме фонемам соответствуют графемы, т. е. написанные знаки, поэтому дислексия нередко сопровождается дисграфией.

Умение читать включает в себя способность быстро, четко и правильно произносить фонемы в соответствии с графемами (звуки в соответствии с видимыми буквами).

Здоровому взрослому человеку знаком опыт естественной временной фонематической дислексии, которая возникает при изучении незнакомого языка. Поначалу чуждые звуки не различаются на слух. Например, итальянцы при изучении русского языка не воспринимают на слух разницу между «щ» и «ч». Но даже при различении на слух человек не всегда может произнести нужный звук.

Классификация дислексии

При расстройстве чтения ребенку этот навык дается с трудом или не дается уже в родном языке.

Семантическая

Трудность с восприятием смысла слова при чтении — это семантическая форма расстройства. При семантической дислексии человек не понимает смысл прочитанного. Этот тип дислексии проявляется как употребление человеком не подходящих по смыслу слов и медленное пополнение словарного запаса.

Аграмматическая

Классификация дислексии

Проблема с сочетанием элементов слова характеризует аграмматическую форму расстройства.

При этом типе дислексии человеку трудно дается усвоение, обобщение и запоминание связей между членами предложения, правильное образование словосочетаний и частиц.

Аграмматизмы («красивые девочка», «едет в лошади») проявляются как в устной, так и письменной речи. В естественной форме они также знакомы взрослому человеку по изучению иностранного языка и речи иностранца. Они выглядят как неуместное использование предлогов и окончаний, путаница с числами и падежами, порядком слов в предложении.

Сможет ли ребенок с дислексией нормально учиться в школе?

Как разны формы дислексий, так и по-разному они проявляются у разных детей. Но есть общее нарушение – это трудности в письме и и чтении. Когнитивных отклонений может не быть, поэтому вполне допустимо, что на школьных успехах ребенка это сильно не отразится.

Ведь проверять знания возможно не только в письменном виде, но и устно. А для этого дислексические расстройства не всегда являются проблемой.

Но некоторые формы, особенно с сильными проявлениями, могут сказаться на всей успеваемости школьника. На помощь приходят логопеды и психологи. При использовании эффективных методов коррекции обучение в школе может направиться.

Так что, не всё очень уж плохо, но нужно проводить диагностику и проводить коррекционную работу.